Ткань, сопровождающую нас в течение всей жизни,  человек издавна украшает самыми разными способами — это, прежде всего, ткачество и вышивка. Но существует ещё один, не менее замечательный — нанесение рисунка на ткань, или набойка. Процесс производства набойки кажется предельно простым — на ткань кладётся пропитанная краской рельефная  форма, по которой мастер бьёт молотком, отсюда и происходит её название.

Родиной этого ремесла считают Индию, знаменитую, в том числе, разнообразием природных красителей. С XII в. до н. э. набойка использовалась в Египте и Палестине, а также по-настоящему прославила  финикийцев — достаточно упомянуть знаменитый краситель пурпур.

Наконец, к XIV в. набойку «освоила»  Европа, сначала ручную, а к XVIII в. – машинную. И хотя со временем набойку повсеместно вытеснил способ печатания тканей, но и сегодня она популярна в странах Азии и Африки, а также эксклюзивно используется художниками по тканям.

С нач. 19 в. набойка стала популярна и в России, где из всех видов узорных тканей она к тому же была и самой дешёвой. Одежду из набойки носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Хотя нередко это полотно  использовалось  в интерьерах, облачении священнослужителей, в переплётном деле и пр.

Предметы, знакомящие нас с  этим замечательным видом декоративно-прикладного искусства,  сегодня хранятся в собрании Бахчисарайского заповедника. Это и сами деревянные формы для нанесения рисунка, и образцы набоечных тканей, происходящих из России и датированные 19 в.

Орнамент на них графичен, чёток и линеен – недаром искусствоведы  называют набойку  гравюрой на холсте. Цветовая гамма использована в самых разных оттенках – от глубокого чёрного до солнечного жёлтого. Главный мотив большинства образцов — цветы и листья,  но нередки изображения птиц и зверей, особенно сказочных и фантастических: грифоны, птица Сирин, Мантикоры и пр.

При таком большом разнообразии рисунков, все без исключения композиции объединяет главное — сбалансированность изображений и гармония цветовых решений. В  этом, по-видимому, также  состоит секрет самобытности набойки.

Оксана Алпашкина,

главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.